Две возможные стратегии развития фирмы

Можно выделить две модели развития фирмы: класси­ческую и инновационную (венчурную, наиболее рисковую).
Первая (классическая) модель — это традиционное, ре­продуктивное (или рутинное) расширенное воспроизводство при имеющемся стабильном спросе с расчетом на максималь­ную отдачу ресурсов. В рамках данной модели товарная кон­цепция развития (“все больше того же самого”) фирмы реализуется прежде всего за счет внешних факторов (от суб­сидирования до протекционизма со стороны государственных органов) и лишь во вторую очередь — за счет внутренних фак­торов (модернизации технологии и оборудования, обновления ассортимента продукции и т.п.).
Вторая модель — инновационное развитие, предполагаю­щее поиск новых путей посредством реализации концеп­ции возрастающей эффективности на основе инвестицион­ных бизнес процессов, носящих наиболее рисковый (венчур­ный) характер. Данная модель предполагает постоянные инновационные изменения путем планирования и реализации прямых портфельных инвестиционных проектов. Стратегичес­кими целями развития в этом случае являются повышение конкурентоспособности и рыночной ценности фирмы.
Отличительная черта второй модели заключается в том, что на первой стадии ее применения формируется решитель­ная и активная инновационная идея, она детально прорабаты­вается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реа­лизации инвестиционного проекта.
Очень часто можно встретить утверждение, что одной из важнейших целей бизнеса является прибыль, однако увеличение ценности фирмы (value of the firm) — естественная и логичная цель любого разумного менеджера. Причем эта цель куда более универсальна, чем увеличение прибыли, которая рас­сматривается как главная цель фирмы.
Экономический смысл категории “ценность фирмы”:
реальное богатство, которым обладают (и которое могут по­лучить в денежной форме, если они того пожелают и продадут свою собственность) владельцы фирмы. Что же определяет размеры этого богатства и каким образом можно увеличить ценность фирмы?
Этого можно достичь, используя две основные группы факторов:
- инвестиции всех типов, т.е. активы реальные и порт­фельные;
- финансовый и производственный менеджмент.
Очевидно, что ценность фирмы реально определяется не тем, насколько велик ее капитал (за исключением, может быть, находящегося в форме наиболее ликвидных активов), а тем, какое положение этот капитал обеспечивает фирме на рынке товаров и услуг. Это положение, в свою очередь, определяется направлением инвестиций. Если инвестиции повышают кон­курентоспособность фирмы и обеспечивают прирост до­ходности ее капитала, то ценность фирмы возрастает и ее владельцы становятся богаче. В противном случае инве­стиции, формально увеличивая пассивы баланса фирмы (за счет вложений собственного капитала или привлечения заем­ных средств, увеличивающих обязательства), приведут к сни­жению ценности фирмы вследствие снижения ее конкуренто­способности и прибыльности.
Отсюда следует чрезвычайно важный вывод о том, что любые инвестиции следует рассматривать прежде всего с точки зрения того, как они влияют на ценность фирмы. Этот критерий оценки приемлемости инвестиций следует при­знать наиболее общим и основополагающим, хотя его практически невозможно строго формализовать, как нельзя жестко формализовать и с абсолютной точностью просчитать процесс формирования рыночной цены.
Рассуждая о роли прибыли в инновационном бизнесе, следует помнить, что она является важнейшим мотивом пред­принимательской деятельности. Наряду с ней и ценностью фирмы к другим мотивам следует отнести:
- творческий подход к бизнесу и собственной деятельности;
- стремление к сохранению и расширению своего сегмен­та рынка;
- удовлетворенность доходом на вложенный капитал, ког­да он выше, чем если бы капитал просто был положен на депо­зитный счет в банке.
Вместе с тем ответственность менеджеров за благополу­чие фирмы, устойчивость своего положения и дальнейшее со­хранение начатого дела превращают прибыль из цели деятель­ности в средство реализации перечисленных мотивов.
Обобщая изложенное и понимая, что определение стра­тегических целей развития фирмы находит отражение во внутрифирменном планировании, можно утверждать, что стратегическое планирование как деятельность, направленная на видение будущего фирмы, имеет самое непосредственное отношение к принятию инвестицион­ных решений. Эта деятельность должна обеспечить согла­сование долгосрочных целей фирмы и использование ресур­сов, что не должно противоречить этим целям. Вот почему инвестиционно-финансовый анализ и менеджмент дол­жны пониматься как неотъемлемая часть стратегичес­кого планирования развития фирмы, основанная на ожи­даемых результатах реализации инновационных бизнес процессов.

Определение капитальных вложений (инвестирования)
Многие люди в разных организациях тратят много вре­мени на принятие инвестиционных решений, или решений о капитальных вложениях, в целях осуществления инноваций.
Капиталовложения непосредственно связаны с планиру­емыми изменениями, являющимися результатом инновацион­ной деятельности, что влечет за собой альтернативный выбор инвестиционных проектов.
Следует помнить, что поиск ответа на вопрос об источ­никах финансирования — неотъемлемая часть процесса принятия инвестиционных решений. Это обстоятельство послужило основой формулирования неординарного на­звания данной книги “Стратегия инновационной деятель­ности”
Однако решить, какой проект заслуживает наибольшего внимания для инвестирования, достаточно сложно. Это про­блема, которая представляет собой предмет для отдельного об­суждения и будет рассмотрена в следующих главах книги.
Существует много определений инвестиций, но все они имеют общие черты.
1. Инвестиции обычно подразумевают значительные фи­нансовые затраты.
2. Отдача от инвестиций может быть получена в течение некоторого числа лет в будущем.
3. В предсказании результатов инвестирования обязатель­но присутствуют элементы риска и неопределенности.
4. Инвестиции, которые обычно рассматриваются как ка­питальные вложения, предполагают приобретение оборудова­ния, расширение производственных возможностей (иннова­ций) или любые другие затраты, которые непосредственно связаны с повышением способности фирмы достигать своих стратегических и оперативных (тактических) целей.
5. Большие возможности инвестирования связаны с воз­никновением фондового рынка, поэтому появилось понятие “портфельные инвестиции”.
В перечисленных определениях опущена важная черта ка­питальных вложений. От направления капиталовложений за­висят все аспекты деятельности фирмы. Кроме того, воздей­ствие, которое могут оказывать инвестиционные решения на сотрудников фирмы, должно быть обязательно принято во внимание, так как в настоящее время человеческий фактор играет все. более значительную роль в достижении результатов инвестиционной деятельности.
Исходя из вышеперечисленного можно дать следующее определение капитальных вложений: капитальные вложе­ния (капитальное инвестирование) подразумевает при­нятие решений о долгосрочном рисковом вложении средств в активы. Эти решения влияют на все аспекты жиз­недеятельности фирмы (в том числе на благосостояние ее со­трудников).
Таким образом, при принятии решения об инвестирова­нии должны учитываться как чисто финансовые последствия, так и их влияние на стратегию развития фирмы и благососто­яние персонала.
Скачать в формате  Word