Инновационная и инвестиционная деятельность при бизнес планировании

Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, ныне все чаще связывают с понятием инновационного процес­са. Это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управ­ление. Он состоит в разработке и реализации нововведений и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реали­зации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений производства, обмена и потребления.
Для того чтобы обеспечивать последовательную и систе­матическую инновационную деятельность, нужны немалые средства, т.е. инвестиции. Принято считать, что инвести­ционные операции — это операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию бизнес проектов, которые будут обеспечивать получение доходов в течение периодов, превышающих один год. На практике различают следующие типы подобных инвестиций:
1) в физические (материальные) активы — производ­ственные здания и сооружения, оборудование, машины;
2) в финансовые активы — депозиты в банках, облигации, акции и другие права на получение денежных сумм от физи­ческих и юридических лиц;
3) в нематериальные активы — ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензии и т.п.
Проблема привлечения инвестиций, способных создать мощный импульс для развития фирм, волнует сегодня боль­шинство отечественных предпринимателей. Инвестиции требуются всем, однако получает их далеко не каждый фирмам приходится в полной мере учитывать условия, на которых они получают инвестиции. В противном случае они рискуют понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротами. Того же, кто предоставляет денежные средства, — инвестора — интересует прибыль, которую он может получить, а также сте­пень риска вложений.
В общем виде инвестиции могут подразделяться на:
- собственные средства;
- субсидии, гранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются компании приоритетных направлений в эко­номике;
- средства с фиксированной суммой процента, состоящие из кредитов (банков, государства, других предприятий), об­лигаций (акционерных обществ и государства), привилегиро­ванных акций (акционерных обществ открытого типа).
По каждому виду заемных средств выплачивается зара­нее установленный процент, который фиксируется для кре­дита в договоре займа, а для облигаций и привилегированных акций — в проспекте эмиссии. Последние средства носят на­звание привлеченных.
Одной из основных форм привлечения средств на фи­нансирование инвестиций для увеличения собственного ка­питала фирм является выпуск акций.
Инвестиционная деятельность постоянно совершенству­ется, наметились определенные тенденции ее развития. Так, общеизвестно, что движение рынка зависит от инвестицион­ных предпочтений, суть которых в том, чтобы найти ответ на вопрос: куда вкладывать? Каждый инвестор имеет свой стиль инвестирования, а сами инвестиционные предпочтения посто­янно меняются.
По мере развития рынка ориентация на товар, ресурсы сменилась интересом к финансам фирмы, ее менеджменту. Это означает, что нерост объемов производства, а улучшение финансовых показателей становится ключевым момен­том при принятии многих инвестиционных решений.
На изменение инвестиционных предпочтений все больше влияет стиль руководства — профессионализм менеджеров, их желание раскрывать информацию, соблюдать законы, выходить на западные финансовые рынки. Этот критерий воздействует на размеры пакетов акций. Все больше становится инвесторов чисто портфельных, предпочитающих иметь 2—3% акций фир­мы с эффективным менеджментом. С 1997 г. инвестиционны­ми фаворитами остаются предприятия связи и энергетики.
В успешном завершении инновационно-инвестиционных проектов заинтересованы все их участники, реализующие та­ким образом свои индивидуальные интересы:
- инвесторы в этом случае возвращают вложенные капи­талы и получают установленные дивиденды;
- заказчик (владелец, клиент) получает реализованный проект и доходы от его использования;
- руководитель проекта и его команда получают плату по контракту, дополнительное вознаграждение по результатам ра­боты и от прибыли, а также повышается профессиональный рейтинг;
- органы власти получают налоги со всех участников, удовлетворяются общественные, социальные и экологические нужды и требования на вверенной им территории;
- потребители получают необходимые им товары, про­дукты и услуги, плата за которые возмещает расходы на про­ект и образует прибыль, получаемую активными участника­ми проекта;
- другие заинтересованные стороны тоже достигают сво­их целей.
Мониторинг в ходе разработки и реализации бизнес-про­екта позволяет легче преодолеть препятствия, связанные с та­кими внешними и внутренними факторами, характерными для нынешнего периода в России, как:
- нестабильная экономика;
- дефицит и ограничения средств и ресурсов;
- дефицит и возрастание стоимости;
- появление и усиление конкуренции;
- социальные проблемы и требования;
- экологические изменения и требования;
- проблемы потребительского рынка;
- возрастающие требования к качеству работы.
Если данные факторы не анализируются и не учитыва­ются при управлении бизнес-проектами, то это приводит к не­гативным результатам, например:
- снижению доходов участников;
- превышению установленных стоимости, продолжитель­ности и сроков завершения проекта;
- увеличению штрафов за нарушение обязательств;
- повышению установленных лимитов на потребляемые трудовые и материально-технические ресурсы;
- запаздыванию введения новых технологий;
- отставанию в практическом использовании результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР)
- отставанию выпуска новой продукции на потребитель­ский рынок;
- поспешности и непродуманности решений;
- низкой эффективности инвестиций и большим срокам окупаемости проектов;
Любые планы существуют для внесения в них изменений
Такая постановка вопроса на первый взгляд может пока­заться противоречивой, ведь гибкость и плановость являются антагонистами. В действительности оба элемента — необходимые компоненты управления фирмой. Вопрос не стоит — или-или, а только — и то и другое.
Нужно помнить, что в настоящее время больше нельзя составлять так называемые жизненные планы, выполне­ние которых рассчитано на длительный период. Слишком стремительно меняются условия на рынке. Поэтому на смену жизненным планам пришли видение и система цен­ностей, которые длительно и в значительной степени оп­ределяют качество работы фирмы. В рамках целостной долгосрочной концепции мы вновь и вновь задаем себе воп­рос об основных потребностях рынка и необходимых для их удовлетворения решениях.
Необходимостью стало стратегическое мышление. Одна­ко планирование как мысленное предвосхищение будущих со­бытий лишь частично отражает действительность. В этом смысле способность адаптироваться, не прекращая пла­нировать и перепланировать, не является просто объедине­нием противоположностей, именно их совокупность обеспе­чивает долговременный успех фирмы.
Успех означает “взяться за дело” и довести его до конца, как было предусмотрено.
Известные эксперты в области менеджмента и маркетинга ставят также под сомнение существующее понимание марке­тинга. Они указывают на то, что маркетинг уже не может быть решением всех проблем из-за резких перемен, стремительных скачков в развитии окружающего нас мира, в том числе из-за значительно меняющегося поведения потребителей.
Не означает ли это, что те, кто до сих пор разрабатывал стратегии, идут неверным путем? Здесь, по нашему мнению, можно высказать определенные возражения. Несомненно, долговременное жесткое планирование с определением жиз­ненных целей не соответствует условиям нашего времени. В эпоху стремительных перемен нет никакой гарантии, что вчерашнее решение проблем будет годиться сегодня. По этой причине устаревают не принципиальные стратегические под­ходы, а элементы их содержания. Другим словами, изменяется содержание, а не форма. В прошлом были наказаны те, кто слишком долго придерживался одной концепции. Дей­ствуя по принципу "все больше того же самого", они со­вершенствовали свои методы и продукты, не замечая того, что со временем они стали отвечать на вопросы, которых никто больше не задает. Поэтому наше кредо отно­сительно будущего развития таково: мы должны (еще больше) ориентироваться на стратегическую постановку проблем. Однако чем быстрее меняется постановка проблем, тем ин­тенсивнее фирмы должны заниматься созданием таких орга­низационных структур, которые помогут им в короткий срок примениться к тенденциям рынка. Мнение о том, что жест­кие, линейные, разветвленные организационные структуры не отвечают больше условиям и требованиям сегодняшнего дня, совершенно справедливо. Динозавры вымерли, потому что не в состоянии были адаптироваться к изменившимся условиям окружающей среды, то же самое произойдет и с теми фирмами, которые придерживаются жестких устарев­ших концепций. Поэтому самый верный путь к решению про­блем современной экономики заключается в децентрализа­ции организационных структур и создании новых самостоя­тельных структур. Итак, в будущем наибольшее значение приобретут следующие факторы:
- способность быстро адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды;
- формирование самостоятельных рабочих групп, кото­рые разрабатывают решения индивидуальных проблем;
- используемая всеми система ценностей и глубокое по­нимание видения фирмы.
Очевидно, что для этого требуется точный анализ состо­яния окружающей среды (тенденции, мониторинг, наблюде­ние за происходящим, прогноз на будущее), равно как и сис­тематически осуществляемое наблюдение за деятельностью конкурентов.
Чем теснее ваша взаимосвязь с клиентами и глубже по­нимание их проблем или ожиданий, тем больше вероятность того, что вы выбрали верный курс, создадите предпосылки для того, чтобы непрерывно приспосабливаться к меняю­щимся требованиям рынка.
Главным условием такой тождественности являются си­стема ценностей и видение, которых придерживаются все члены коллектива.
Это можно объяснить на примере тропического урагана, который черпает свою энергию в высокой температуре и воде. Если бы ураган не утрачивал своей связи с этими источника­ми, энергия его была бы неиссякаемой, он превратился бы в настоящий perpetuum mobile, в бесконечно действующую элек­тростанцию. Однако ураган постепенно теряет связь с источ­никами энергии и утихает.
Что касается видения и системы ценностей, дело на фир­ме обстоит, как с ураганом: видение проявляется в образах будущего развития. Видение и разделяемые всеми ценности позволяют высвободить энергию сотрудников фирмы; эта энергия порождает движение, а движение, в свою очередь,— решение проблем, выражающееся в материальной форме. Что же это означает в свете нашей постановки вопроса?
В будущем выживут и прочно займут место на рынке те фирмы, которые имеют стратегическую концепцию. Только благодаря стратегической концепции бизнеса, основанной на разделяемых всеми ценностях и видении, можно сори­ентировать сотрудников фирмы в одном направлении (т.е. на новаторское решение рыночных проблем), не совершая на­силия над их сознанием. В таких условиях найдется место и для “диких уток”, т.е. натур творческих, фантазеров, которые способствуют развитию фирмы.
Если удастся сориентироваться на основную, толь­ко зарождающуюся проблему, успех придет неизбежно. Если же пытаться придерживаться линейных стратегий, действуя по принципу “все время больше того же само­го”, можно гарантировать длительную неудачу.
Скачать в формате  Word