Понятие бизнес инкубатора

В современных условиях на рынке технологий расширился состав действующих лиц. Круг агентов рынка прикладных знаний был некогда ограничен всего лишь учеными-экспериментаторами или изо­бретателями, с одной стороны, и предпринимателя­ми-промышленниками - с другой. Возрастание сложности и комплексности научных исследований и разработок, превращение их в "индустрию изобрете­ний и технологии", развитие которой невозможно без значительного ресурсного обеспечения, выдвинули в техническом творчестве на передний план научно-исследовательские коллективы при одновременном снижении роли новаторов-одиночек. Так, согласно американским данным в начале XX в. индивидуаль­ные изобретатели подавали более 70% патентных заявок, сейчас эта доля снизилась менее чем до 20%. Между тем индивидуальный изобретатель играет и будет еще играть роль генератора новых (иногда не­ординарных) идей, которые не могут зародиться в научно-исследовательских коллективах в силу дов­леющих там представлений и авторитетов. Однако для разработки оригинальных технологий или вне­дрения новой продукции в современное промышлен­ное производство требуется работа научных лабора­торий, конструкторских бюро, технологических под­разделений.
В рыночной экономике действие объективных экономических законов формирует особую среду, в которой постоянно генерируется научно-технический прогресс, а связанные с ним возможности позволяют участникам конкурентной борьбы обходить соперни­ков по уровню издержек производства, качеству вы­пускаемой продукции, скорости приспособления к меняющемуся спросу. Чем острее конкуренция, тем меньше у производителя отложенных "про запас" на­учных идей или технических решений и тем короче путь "наука - производство - рынок".
Одним из решающих условий ускоренного вне­дрения достижений научно-технического прогресса в производство является выбор форм взаимодействия и интеграции организаций, реализующих разные ста­дии инновационного цикла.
Поиски новых организационных форм интегра­ции пауки и производства в промышленно развитых странах начались в первой половине 50-х годов на­шего века, и после некоторого спада интереса в сере­дине 60-х -начале 70-х годов последующие годы ха­рактеризуются подлинным взрывом в организации различных форм кооперации науки и производства. С середины 70-х годов отмечено также обострение проблем защиты интеллектуальной собственности.
Анализ закономерностей, характерных для обще­мировой техногенной цивилизации, свидетельствует о том, что эффективность рыночной экономики непо­средственно связана с многообразием механизмов, обеспечивающих взаимодействие всех звеньев це­почки "наука - производство - рынок", среди кото­рых особое место занимают структуры технопаркового типа, являющиеся одной из наиболее эффектив­ных форм стимулирования экономического роста и обеспечения глубокой интеграции науки и производ­ства.
В технопарковых структурах осуществляется об­мен научно-техническими и производственными идеями; создаются мелкие инновационные предпри­ятия, способные оперативно использовать в произ­водстве новейшие результаты исследовательских разработок; осуществляется интенсивный обмен кад­ров между наукой и производством. Начинающим предпринимателям оказывают содействие за счет так называемых рискованных капиталовложений в орга­низации "наукоемкого бизнеса" многочисленные службы: консультационные, кадровые, информаци­онные и др., а также местные органы власти.
В последние годы компании активно поддержи­вают разработку новых направлений технического творчества с помощью венчурного капитала, предос­тавляемого изобретателю для превращения его ново­введения в опытный образец. Если последний ока­жется перспективным, то промышленная компания может купить новинку у изобретателя, нанять его в качестве консультанта или служащего. Для этого ис­пользуется так называемая патронирующая лицензия (master license), по которой изобретатель становится членом исследовательского коллектива компании, занятого доработкой его изобретения. В течение срока действия такой лицензии изобретатель получа­ет заработную плату, а от выпуска продукции на ры­нок - долю прибыли (иногда до 50%).
В структуре научно-производственного комплек­са возрастает доля мелкого инновационного пред­принимательства, растут и становятся более разнооб­разными его связи со всеми секторами экономики. Соответственно развиваются инициативная форма организации инновационной деятельности, формы поддержки мелкого инновационного бизнеса.
Новый этап научно-технической революции по­требовал и новых организационных форм обеспече­ния научно-технического прогресса, форм, ориенти­рованных на обновление сложившихся научно-технических и производственных структур. Поэтому весь мелкий инновационный бизнес - от небольших исследовательских компаний до изобретателей-одиночек - был поддержан государственными струк­турами практически всех развитых капиталистиче­ских стран. Главными в государственной политике этих стран являются обеспечение благоприятных ус­ловий "инновационного климата", внесение элементов своего рода органической системы управления на макроуровне - во взаимоотношениях государства и мелкого инновационного бизнеса. При этом - в отли­чие от воздействия на уже сложившийся экономиче­ски и организационно крупный бизнес - государство основные "усилия направляет на начальные и "пред-начальные" периоды становления мелких новатор­ских фирм".
Необходимо отметить, что существует ряд опре­делений существа технопарковых структур, однако имеются расхождения ученых и практиков в самой терминологии. В развитых странах реализуются раз­личные концепции создания технопарков, объеди­няющих в себе широкий спектр различных объектов. Отличия в определениях связаны с особенностями научно-технической политики страны, региона, вы­бранной специализации (технология, изделия, услу­ги), вида предпринимательской деятельности и т.д. Вместе с тем общим для всех концепций технопарков является то, что их сердцевиной считается инкубатор (инновационный, технологический, бизнесный), вы­полняющий ключевую роль в проведении политики стимулирования процесса учредительства и всесто­ронней поддержки развития новых фирм.
Инкубатор представляет собой наиболее эффек­тивную форму организационной поддержки малых предприятий на начальной стадии их развития. Базо­вой концепцией, положенной в основу определения инкубатора, является создание инструментария для реализации предпринимательства.
Стартовые деньги - не единственный дефицит­ный ресурс для вновь возникающих компаний. В по­следние годы мелкому бизнесу предоставляется практически весь ассортимент услуг, необходимый для его становления. Идея полного обеспечения мел­ких фирм всем необходимым нашла выражение в ор­ганизации "инкубаторных" программ. Главное назна­чение "инкубаторов" - предначальная и первоначаль­ная поддержка мелкого, преимущественно инновационного, предпринимательства, помощь скрытым предпринимателям, которые хотят, но не могут на­чать собственное дело.
Бизнес-инкубатор как одна из форм такой под­держки значительно облегчает развитие новых фирм. В различных зарубежных источниках инкубаторы именуются по-разному, например "инновационный центр", "предпринимательский центр", "технологиче­ский бизнес-центр" и др. Однако отличительной осо­бенностью данной формы организации является то, что в первую очередь такая структура занимается развитием не конкретного товара, а независимого хозяйствующего субъекта. Последние годы отмечены бурным ростом бизнес-инкубаторных структур. Так, в США в 1987 г. действовало 170 инкубаторов, рас­положенных в 28 штатах, причем их число удваива­ется каждые два года.
Первые инкубаторы появились в конце 70-х - на­чале 80-х годов и придерживались двух стратегиче­ских линий. Первая заключалась в перестройке ста­рых или пустующих зданий, таких, как школа, фаб­рики, складские помещения, и сдаче их в аренду. Эта стратегия базировалась в первую очередь на предос­тавлении вновь создаваемым фирмам помещений. Вторая стратегия также предусматривала выделение помещений, однако основным в ней становилось ока­зание всякого рода услуг и патронаж фирм. В разви­тых капиталистических странах при создании и функционировании бизнес-инкубаторов практически используется только вторая стратегия. В современ­ных российских условиях, прежде всего при крайне высоких ставках за аренду помещений и официаль­ных и неофициальных затратах по обеспечению их сохранности, даже первое направление является весьма существенной формой поддержки и, возмож­но, определяющей при разработке стратегии бизнес-инкубаторов.
В развитых капиталистических странах инкубато­ры организуются и финансируются за счет средств местных органов власти, университетов и других учебных заведений, промышленных корпораций, субсидий (часто безвозвратных) от центрального правительства. Вместе с тем деятельность бизнес-инкубаторов базируется на использовании значи­тельных объемов капитализированных средств, т.е. средств, уже вложенных в недвижимость и научно-производственные фонды, причем речь идет о долго­временных и рискованных вложениях. Таким обра­зом, создание бизнес-инкубаторов могут позволить себе только достаточно стабильные в'"финансовом отношении структуры. Следует отметить, что созда­ние значительного числа бизнес-инкубаторов, дейст­вующих в технопарковых структурах при универси­тетах в развитых капиталистических странах, объяс­няется в немалой степени и тем фактом, что университеты за свою многолетнюю, иногда и веко­вую, историю сформировали достаточно крупные финансовые и иные фонды и являются крупными владельцами земли и прочей недвижимости.
Что касается участия в прибылях, то здесь созда­тели бизнес-инкубаторов выступают по существу в качестве венчурных капиталистов (при этом бизнес-инкубатор является конкретной организационно-экономической формой реализации этого капитала) со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Между бизнес-инкубаторами имеются серьезные различия, что делает практически неправомерным универсальный подход при образовании рассматри­ваемых структур. Представляется целесообразным отметить, что детальная разработка нормативных уч­редительских документов при создании бизнес-инкубаторов, даже в странах с большим опытом функ­ционирования этих структур, практически не гаранти­рует их эффективного функционирования. Можно привести массу примеров, когда из-за текущей прак­тической деятельности управленческого блока бизнес-инкубатора он фактически терял присущие ему каче­ства и деградировал в обычный деловой или коммер­ческий центр с большим, но достаточно стабильным набором функционирующих в нем фирм.
Поэтому обязательна разработка рассчитанной на 3-4 года схемы прохождения фирм-клиентов через бизнес-инкубатор. Она предусматривает четыре ос­новных этапа.
Первый — отбор нового клиента из числа претен­дентов. Критерии отбора - новизна идеи и реальность ее воплощения в жизнь силами малой фирмы. Если претендент признается перспективным, с ним заклю­чается договор на аренду помещения, но этот договор требует ежемесячного подтверждения сторон и мо­жет быть расторгнут по желанию одной из них. Тогда клиент в месячный срок обязан освободить занимае­мую площадь.
Второй этап - вселение и первый год работы в условиях технопарка. Клиент получает финансовую, техническую и прочую помощь на льготных услови­ях. Технопарковые структуры предоставляют высо­коклассные консультации по организационно-экономическим аспектам деятельности малых фирм:
ведению бухгалтерского учета, налогам, юридиче­ским проблемам, вопросам использования всевоз­можных правительственных программ.
Третий этап (2-3 года) - становление и рост фир­мы, увеличение числа ее работников. Если начинают обычно 1-2 человека, то в случае удачного хода дел число их возрастает до 5, а затем и до 10-20 человек. По мере укрепления положения клиента технопарк постепенно сокращает свою помощь: арендная плата увеличивается почти до уровня, общепринятого в данном регионе, возрастает плата за услуги, условия деятельности клиента приближаются к тем, что су­ществуют во "внешнем мире".
Четвертый этап - выход фирмы из бизнес-инкубатора. Администрация последнего помогает "созревшему" клиенту подыскать новое помещение и переехать.
Как правило, большинство (около 90%) этих фирм связано с использованием высоких технологий. Только 60% фирм на первом этапе своего существования самостоятельно покры­вают свои издержки, и лишь 50% могут представить обоснованный бизнес-план своей деятельности. При­веденные выше данные показывают, какое большое значение имеет эффективное функционирование управленческого блока бизнес-инкубатора. Успешная деятельность бизнес-инкубатора может быть обеспе­чена гибкой политикой в подборе потенциальных клиентов, наличием надежной экспертизы предла­гаемых к реализации проектов и идей, дифференци­рованным подходом к деятельности инкубируемых фирм на различных этапах их функционирования.
Деятельность бизнес-инкубаторов достаточно эффективна. По различным данным, от 70 до 80% выпускников инкубаторов "живут" еще минимум 3 года, в то время как по меньшей мере 3/4 вне инкубируемых компаний погибают в первые полтора года своего существования. Немаловажное значение имеет организация финансовых взаимоотношений фирмы, вышедшей из бизнес-инкубатора, с ним.
Тридцатилетняя история, постоянное увеличение числа и их разновидностей, расширение географии, охватывающей сегодня все основные регионы мира, возрастающее участие в их создании крупного частно­го капитала - все это само по себе является набором убедительных аргументов в вопросе необходимости и полезности бизнес-инкубаторов как одной из форм ускорения использования научно-технических дости­жений, развития предпринимательства в области нау­коемких технологий, содействия структурным сдвигам в экономике, росту занятости и благосостояния.
Немаловажную роль в организации создания и финансирования деятельности бизнес-инкубаторов должны играть местные органы власти. В США осо­бое внимание местные органы власти уделяют кон­центрации финансовых средств на уровне региональ­ных венчурных фондов. Некоторые из них напрямую осуществляют венчурное финансирование мелкого инновационного бизнеса, другие - предоставляют срочные субсидии организаторам инкубаторных про­грамм. В основном региональные венчурные фонды формируются на средства местного бюджета, уни­верситетов, частных фирм, общественных организа­ций и т.п. Многие из них бесприбыльны.
Формирование и быстрое развитие инновацион­ных бизнес-инкубаторов, в рамках которых проходит разработка и промышленное освоение новых техно­логий и изделий, возможно лишь при создании сис­темы их организационно-правовой и финансово-экономической поддержки. Содействие инновацион­ным институтам любого типа, как правило, оказывает государство, специализированные общественные фонды и крупные корпорации, занимающие ведущее место в определенной области производства. Во всех странах, проводящих государственную политику поддержки инновационности производства, ее формы и содержание, как правило, весьма разнообразны. При этом кроме финансовой, управленческой и тех­нической помощи, наиболее развитой в США, при­меняется также поддержка при помощи налоговой и амортизационной политики (Япония, Западная Евро­па), стимулирования контрактных и субконтрактных отношений (США, Япония). Характерная черта под­держки - участие различных организаций и ведомств, множественность каналов получения такой поддерж­ки, отсутствие монополизма какого-либо одного го­сударственного органа, но наличие координирующе­го состава в лице того или иного ведомства или ми­нистерства.
Скачать в формате Word