Бизнес-диагностика

Бизнес-диагностика — прогнозное, оперативное и ретроспек­тивное комплексное исследование хозяйственной деятельности предприятия на предмет непрерывного обновления информации с целью разработки системы экономических планов предприятия.
Комплексная бизнес-диагностика деятельности предприятия выступает важным фактором организации планового развития си­стемы управления предприятием в целях финансового его оздо­ровления; увеличения рентабельности производства; повышения реальной управляемости компаний; роста рыночной привлека­тельности и пр.
Главное предназначение бизнес диагностики — обеспечение це­лостности и регулярности проводимых планово-аналитическими службами предприятия либо внешними консультантами исследо­ваний. Целостность проводимых исследований обеспечивается краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным характером бизнес диагностики.
Краткосрочный анализ нацелен на обеспечение гибкости оборотных средств и текущих обязательств при постоянстве основного капитала и долгосрочных источников финансирования. Это долж­но отражать степень возможностей менеджмента компании в те­кущем управлении бизнеса.
Среднесрочный анализ предполагает возможность увеличения собственных средств за счет накопления прибыли и наращивания основных средств. Долгосрочный же анализ базируется на обеспе­чении гибкости всех активов и пассивов, включая долгосрочное привлечение средств за счет эмиссий акций, образования совмест­ных предприятий, долгосрочного залогового кредитования и др.
Западная теория создания обособленных бизнес единиц ока­залась для нас неприемлемой, так как мы не могли допустить, чтобы кто-то выплыл, а кто-то нет. В долгосрочной перспективе, по нашим расчетам, все заводы имели шансы на безубыточность. Вообще, решение многих проблем российских предприятий не терпит поспешности. Рано или поздно резкие решения «аукнутся». С этой точки зрения, комплексная бизнес-диагностика является тем методологическим элементом, который позволяет представить процесс в динамике, учитывая возникающие отклонения и воз­можность перехода на новый приемлемый этан развития, предус­мотренный в бизнес диагностике, благодаря ее комплексности». К этой характеристике мало что можно добавить.
В зависимости от отраслевой и индивидуальной специфики, содержание бизнес диагностики предприятия варьируется с точки зрения большей или меньшей детализации исследования. Полно­масштабная бизнес-диагностика деятельности предприятия вклю­чает в себя:
1. Анализ положения предприятия на рынке и его способности адаптироваться к условиям экономической конъюнктуры.
По данному направлению целью бизнес диагностики является исследование эффективной рыночной стратегии компании, то есть того, насколько оптимально снабженческая и сбытовая политика предприятия адаптируется к изменению внешней экономической среды (т.е. как учитываются изменения рыночной конъюнктуры).
Результатом бизнес диагностики по данному разделу является определение системы конкретных управленческих мер, направлен­ных на оптимизацию политики предприятия в области ценообра­зования, структуры сбыта, методов платежа, развития сбытовой сети, структуры и уровня цен по закупаемым материальным, тру­довым и финансовым ресурсам и пр.
Для этого производятся предварительные расчеты воздействия предполагаемого эффекта от намеченных управленческих мер на финансовые результаты предприятия.
2. Анализ финансового состояния предприятия. Здесь результатом бизнес диагностики будет определение оп­тимальной величины финансовых резервов предприятия, которая, с одной стороны, достаточна для обеспечения нормальной плате­жеспособности предприятия и, таким образом, сводит к минимуму издержки финансового риска (штрафные санкции банков по кре­дитам, неплатежи поставщиков и, как следствие, расторжение до­говоров, иски кредиторов, пени по платежам в бюджет и пр.), а с другой, не является завышенной, то есть не отвлекает излишние оборотные ресурсы предприятия из текущей хозяйственной дея­тельности.
3. Анализ внутренней производственной эффективности (ис­пользования ресурсов, динамики величины и структуры затрат).
Данный анализ посвящен проблемам оптимизации производ­ственной деятельности, то есть учета того, насколько эффективно ресурсы предприятия (основной и оборотный капитал, трудовые ресурсы) используются в процессе производства продукции, ра­бот, услуг.
Анализируются состояние организации труда, возможности реструктуризации активов (устранения избыточных ресурсов предприятия), эффект от осуществления программ развития про­изводственного потенциала для интенсификации деятельности ком­пании.
Результатом бизнес диагностики по данному разделу является разработка управленческих мер, направленных на повышение эффективности производства, а также расчет прогнозного эффекта от осуществления данных мероприятий.
4. Анализ инвестиционной политики и эффективности привле­чения средств для капитальных вложений.
В этом разделе бизнес диагностики анализируется оптималь­ность инвестиционной политики компании, эффективность финансирования и освоения капитальных вложений. Здесь затрагивают­ся следующие актуальные для любой компании вопросы:
— насколько рационально распределены средства предприя­тия между текущей деятельностью и капиталовложениями;
— какова оценка эффективности и степени финансового риска по наиболее крупным инвестиционным проектам;
— насколько оптимальна выбранная стратегия по привлече­нию средств для финансирования инвестиционной деятельности (долгосрочные кредиты банков, создание совместных предприя­тий, договоры о совместной деятельности, эмиссия акций);
— в какой мере подтверждается количественный расчет эф­фекта от различных вариантов проведения инвестиционной поли­тики предприятия (использования различных конкретных проек­тов и их отражения в инвестиционном бюджете), а также от раз­личных форм привлечения средств для осуществления капи­тальных вложений на будущие и текущие финансовые результаты предприятия.
5. Анализ организационной структуры, системы управления компанией, документооборота, распределения полномочий между руководством и подразделениями предприятия-
В этой ипостаси исследуется эффективность организационной структуры предприятия с точки зрения обеспечения всех необхо­димых в хозяйственной деятельности предприятия функций; каче­ственной системы внутреннего контроля; наличия эффективной системы стимулов, обеспечивающей заинтересованность подразде­лений в повышении финансовых результатов компании в целом, а также поддержания величины текущих издержек по содержанию аппарата компании.
По результатам анализа производится разработка рекоменда­ций по изменению организационной структуры предприятия в разрезе самых различных аспектов (создание новых функцио­нальных служб, перераспределение полномочий между головной компанией и дочерними предприятиями, между руководством предприятия и его подразделениями, изменение механизма преми­рования подразделений и пр.) для обеспечения эффективной дея­тельности компании.
6. Анализ состояния бухгалтерского учета и отчетности
В его рамки входит внешний аудит отчетности компании (анализ состояния внешней финансовой отчетности); внутренний аудит деятельности компании (анализ внутренней оперативной от­четности); анализ эффективности системы внутреннего и внешнего документооборота и подготовка предложений по ее оптимизации.
Аудиторская проверка как часть бизнес диагностики предпри­ятия имеет два блока — внешний аудит и внутренний аудит. Ре­зультатом внешнего аудита являются выявление ошибок и разра­ботка рекомендаций по совершенствованию внешней финансовой отчетности фирмы для оптимизации взаимоотношений с бюджетом (правильного ведения и представления финансовой отчетности для налоговой инспекции с целью избежания штрафов по бюджетным платежам), а также взаимосвязей с контрагентами (составление баланса, отчета о прибыли и убытках и отчета о движении денеж­ных средств в соответствии с предъявляемыми требованиями для представления инвесторам, банкирам-кредиторам, поставщикам, покупателям готовой продукции предприятия и пр.).
Внутренний аудит направлен на выявление резервов улучше­ния организации оперативной отчетности компании (внутреннего документооборота), обеспечивающей процесс управленческого планирования и контроля руководства деятельности компании.
7. Анализ налоговой политики компании и мер по оптимиза­ции платежей в бюджет.
В этом разделе анализа выявляются резервы увеличения при­были предприятия за счет платежей в бюджет, то есть снижения или отсрочки налоговых платежей за счет использования различ­ных методов оптимизации налогообложения предприятия.
8. Экспертиза информационных систем, обеспечивающих уп­равление предприятием. В ее рамках:
— анализ функционирования системы АСУП и оптимальности программно-технических решений;
— разработка предложений по повышению эффективности информационной системы предприятия;
— разработка концепции дальнейшего совершенствования информационной системы компании и содействие в ее внедрении (в области технического и программного обеспечения, обучения кадров и пр.).
В данном разделе освещаются проблемы программно-аналитического обеспечения деятельности предприятия (техниче­ского и программного обеспечения автоматизированной системы управления производством), а также проводится разработка наи­более рациональной для деятельности компании стратегии в обла­сти интегрированных систем управления (ИСУ).
9. Общие выводы из бизнес диагностики рыночной деятельно­сти и финансового состояния предприятия.
Данный раздел является заключительным этапом бизнес диагностики. На основании обобщения результатов исследования производится уточнение текущей и перспективной политики пред­приятия, причем вырабатываемые управленческие рекомендации представляются не только в качественном, но и в количественном выражении как по величине необходимых издержек для их осу­ществления, так и по величине прогнозного эффекта на финансо­вые результаты.
Таким образом, бизнес-диагностика позволяет решить важные проблемы взаимоувязки различных аспектов деятельности фирмы:
— «Увязка» целей роста объема, прибыльности операций и сохранения приемлемой финансовой стабильности (какой опти­мальный уровень финансовых резервов, отвлекаемых от осуще­ствления хозяйственной деятельности, необходим для поддержа­ния разумного уровня платежеспособности компании).
— «Состыковка» задач текущего и перспективного развития (каково оптимальное распределение средств между текущими по­требностями и осуществлением капитальных вложений).
— Оптимизация политики в области ценообразования (на­сколько цены компании обусловлены среднерыночным уровнем и насколько - задачами конкурентной борьбы) и др.
Приведем практический пример диагностической оперативнос­ти, в результате которого Московский оператор сотовой связи «МТС» получил реальный шанс стать лидером московского рынка мобильной связи, что было связано со своевременным использова­нием появляющихся преимуществ. Сначала компания использова­ла свои возможности едва ли наполовину. Руководство МТС со­ставляли, в основном, связисты-технократы, которые были весьма компетентны в частотах и передатчиках, но отнюдь не в искусстве управленческого анализа объективной информации. Слабость ана­литической базы в изучении и прогнозировании изменений на рынке услуг мобильной связи проявлялась во всем: от названия «МТС», которое ассоциировалось у общественности с машинно-транспортной станцией до организации абонентской службы. К 1998 году «MTC» стал активнее и начал отбирать у своих конку­рентов наиболее обеспеченных бизнес абонентов. Условия конку­ренции побудили менеджмент компании более системно и тща­тельно анализировать состояние бизнеса, внедрить систематичес­кую бизнес-диагностику. Благодаря использованию ее результатов сегодня «МТС» обслуживает более двух третей всех бизнес пользователей московского рынка.
Скачать в формате  Word