Маркетинг

Скачать в формате  Word
Маркетинг

Управление маркетингом в рамках изучения, прогнозирова­ния и активного воздействия на рынок потребителей, поставщи­ков и конкурентов является одним из основных элементов стра­тегии маркетинга и коммерческой деятельности как таковой.
Основной целью стратегии маркетинга на предприятии в отношении потребителя выступает привлечение новых сегментов покупателей за счет расширения ассортимента това­ров, нацеленного на разные уровни доходов населения, рас­ширения видов деятельности и ввода в действие новых торго­вых площадей.
В рамках воздействия на рынок поставщиков основной целью предприятия будет являться повышение заинтересован­ности во взаимном сотрудничестве с постоянными поставщи­ками и привлечение к сотрудничеству на взаимовыгодных ус­ловиях новых поставщиков, расположенных в относительном удалении от г. Минска и еще недостаточно известных на рынке столицы. Это возможно, поскольку у предприятия есть соб­ственный грузовой автомобиль для организации загородных рейсов и доставки товаров.
В будущем, с появлением на рынке потенциальных конку­рентов, предприятие будет активно воздействовать на них в части проведения соответствующей ценовой и ассортиментной политики, а также путем расширения круга дополнительно предоставляемых покупателям услуг.
Обозначенные цели и направления их достижения опреде­ляют стратегию деятельности предприятия как стратегию рос­та и обеспечения устойчивого положения на рынке.
Основой проводимой ассортиментной политики будет яв­ляться увеличение ассортимента реализуемых товаров как вширь (разнообразие товарных позиций), так и вглубь (рост то­варных разновидностей в пределах одной товарной группы). В настоящее время ассортимент реализуемых магазином товаров далек от оптимального ввиду недостаточности выставочной площади и холодильного оборудования.
При переоборудовании торгового зала уже в первые недели работы возможны достижение оптимального соотношения между различными ассортиментными позициями и увеличе­ние разновидностей товаров с учетом предъявляемого покупа­телями спроса. Положительным моментом при достижении этих целей выступает тот факт, что спрос на продовольствен­ные товары является малоэластичным в отношении изменения как уровня цен, так и уровня доходов. Соответственно, пред­ъявляемый спрос будет регулярным и постоянным с незначи­тельной степенью отклонений при росте цен или снижении уровня доходов.
Расширение ассортимента реализуемых товаров предпола­гается вести по следующим направлениям:
расширение связей с поставщиками товаров по номенкла­туре изделий;
установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работа с ними по заказам;
расширение связей с колхозами и совхозами, имеющими перерабатывающие цеха;
открытие собственного цеха по изготовлению полуфабрика­тов и кулинарных изделий ( что даст возможность повысить уровень торговой надбавки);
открытие собственного цеха по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий с установлением мини-пекарни;
организация в помещении отдела "Вечерний" точки массо­вого питания по принципу "бистро";
оказание услуг по формированию заказов и доставке их по указанному адресу.
Поскольку в магазине применяется метод самообслужива­ния, на предприятии будет постоянно производиться фасовка и доработка товаров. В планируемый к открытию мини-магазин все товары будут поставляться в фасованном виде, полностью готовыми к реализации. Увеличение доли фасованных товаров в общем объеме товарооборота даст возможность сократить вре­мя на покупку и время на потребление товара. И хотя доработка и фасовка товаров будут требовать дополнительных затрат мате­риалов и труда, для покупателей это будет представлять допол­нительную выгоду и выступит в качестве одного из условий ук­репления позиций предприятия на конкурентном рынке.
Значительный прирост объема товарооборота будет обеспечен за счет ввода в действие мини-магазина на базе реконструирован­ного здания пункта стеклотары по ул. Почтовая, 9. Поскольку близрасположенные магазины находятся в радиусе более 500 м, то контингент покупателей будет довольно постоянным. Уста­новление оптимального режима работы магазина с учетом специ­фики спального района (с 8.00 до 22.00) и использование прогрес­сивного метода продажи по принципу самообслуживания позво­лит обеспечить наилучшее удовлетворение спроса покупателей и увеличит пропускную способность магазина.
Расширение количества предоставляемых дополнительно услуг и улучшение культуры обслуживания покупателей, предполагающие проведение дегустаций и консультаций поку­пателей, даст возможность увеличить долю рынка на 0,5—1,0 %, что повлечет за собой рост доходов и прибыли предприятия.
Для привлечения покупателей на первоначальном этапе 000 "Продукты" будет придерживаться методов ценовой кон­куренции. При одновременном проведении мероприятий по ускорению оборачиваемости товаров это не снизит средний уро­вень валового дохода, но обеспечит приток покупательского потока. За счет наличия нескольких торговых точек предприя­тие будет иметь возможность закупать значительные партии товаров со скидкой, что также позволит вести успешно цено­вую конкуренцию на рынке.
Основными факторами, на которые предприятие будет опи­раться при установлении цен, будут выступать:
уровень спроса и предложения; эластичность спроса; воз­можная реакция потребителей; уровень цен конкурентов; издержкоемкость реализации товаров и др.
В качестве методов ценовой политики предприятие будет использовать:
а) расчет цены товара исходя из отпускной цены предприя­тия-изготовителя или оптового звена с учетом установленных предельных торговых надбавок на социально значимые това­ры;
б) обеспечение безубыточности;
в) ориентация на спрос (чем выше спрос, тем выше цена и наоборот, т.е. при неизменной отпускной цене товар будет про­даваться по разным розничным ценам в зависимости от места и времени продажи);
г) ориентация на цены конкурентов (ценового лидера);
д) использование среднеотраслевых цен.
При определении методов ценообразования в каждом кон­кретном случае 000 "Продукты" будет руководствоваться при­нципом, предусматривающим наилучшие условия проникно­вения предприятия на рынок, сохранение и увеличение доли рынка в условиях конкуренции, получение прибыли, обеспе­чивающей безубыточную работу. При этом будет использовать­ся тактика:
низкой цены в целях привлечения максимального количес­тва покупателей и завоевания большей доли рынка;
высокой цены, которую воспринимают только некоторые сегменты (покупатели, имеющие достаточно высокий уровень доходов), а затем снижения ее для привлечения следующих сегментов покупателей.
Основным способом доставки товаров в магазины предприя­тия будет централизованная доставка по кольцевому завозу. Наличие собственного грузового автомобиля позволяет значи­тельно сократить издержки по найму автотранспортных средств, оптимизировать доставку товаров от различных пос­тавщиков более мелкими партиями и с проведением подсортировки. Наличие достаточно больших складских площадей дает возможность обеспечить оптимальный ассортимент товаров как для магазина по ул. Осенняя, 5, так и для планируемого к открытию мини-магазина по ул. Почтовая, 9.
При выборе каналов товародвижения предприятие будет придерживаться политики ограничения участия посредников. Услугами посреднических структур и оптовой торговли 000 "Продукты" планирует пользоваться лишь в случаях поставки товаров, требующих предварительной доработки, подсорти­ровки и упаковки, или при отсутствии возможности закупки товаров, минуя посредническое звено. Это позволит увеличить уровень надбавки в рамках предельного и снизить уровень цен за счет отсутствия оптовой надбавки, а следовательно, при­влечь дополнительный контингент покупателей.
В целях активизации и стимулирования продаж предприя­тие планирует использовать рекламу, связи с общественностью и другие методы.
При проведении рекламных кампаний будут использовать­ся в основном недорогостоящие источники информации, щи­ты, устные консультации, реклама по радио и в прессе. Пре­дельный размер расходов на рекламу будет ограничен 1 % от получаемых валовых доходов, но с обязательным соизмерени­ем понесенных затрат с получаемым результатом.
При использовании политики стимулирования сбыта среди применяемых средств предполагаются: товарный кредит; про­дажа с авансовым платежом; премии при покупке большого количества товара или скидка; проведение дегустаций, лоте­рей и т.д.
Основными направлениями проводимой политики по свя­зям с общественностью будут пресс-конференции для покупа­телей, благотворительность и т.д. Ввиду ограниченности средств все мероприятия будут проводиться силами специалис­тов предприятия.
Много внимания будет уделено расширению личной прода­жи и живой рекламы, которые при совершенствовании акта купли-продажи дают наибольший экономический эффект.
Анализ эффективности проведения маркетинговых мероп­риятий в 000 "Продукты" за предшествующий период затруд­нен вследствие того, что прежним руководством политика в об­ласти маркетинга не разрабатывалась. Дать оценку эффекту и эффективности реализации программы маркетинга можно только в рамках стратегии, выработанной на перспективу.
Учитывая, что средства предприятия весьма ограничены, возможность дополнительных затрат на маркетинг практичес­ки отсутствует. Все мероприятия в рамках разработанной стра­тегии и тактики будут проводиться специалистами в ходе ос­новной работы и в большей степени собственными силами всех служб и подразделений предприятия. Поэтому весь прирост то­варооборота и прибыли будет составлять прямой эффект от реа­лизации стратегии маркетинга. Переоборудование магазина позволит осуществить все мероприятия маркетинговой про­граммы с наибольшим экономическим эффектом.